Современная социально-экономическая ситуация, множество проводимых реформ в сфере образования предъявляет новые требования к субъектам труда. Ускоряется темп профессиональной деятельности, возрастают требования к качеству и объему выполняемой работы, что нарушает эмоциональное равновесие и приводит к возникновению стресса.
Особое место в плане развития стресса занимает профессии с преобладанием субъект-субъектных отношений и, соответственно, является напряженной и стрессогенной, требующей хорошего самообладания и саморегуляции. Педагогическая деятельность предъявляет к личности педагога высокие требования в связи с эмоциональной, когнитивной, коммуникативной нагруженностью, личной ответственностью за результаты работы. Большие рабочие нагрузки способствуют развитию негативных психических состояний, отрицательно влияющих на личность. Проявления стресса в профессиональной педагогической деятельности разнообразны: перегрузка работой, нервное и эмоциональное напряжение, большой объем зрительной нагрузки, ненормированный рабочий день, дефицит времени, деструктивное, конфликтное поведение коллег и многое другое.
Проявления профессионального стресса характеризуются следующими симптомами: чувство усталости, перенапряжения и истощения; снижение активности, любопытства, креативности, высокая раздражительность, немотивированный гнев и агрессия, беспокойство и тревожность, негативная установка к работе; безразличие к результатам деятельности, отстраненность по отношению к коллегам и другим участникам взаимодействия, низкая эмпатия.
Реализация тренинговых занятий проводилась на основе программы по профилактике профессионального стресса путем создания психологически комфортной среды на рабочем месте. Социально-психологический тренинг разрабатывался в соответствии со следующими принципами поведения участников: принцип добровольности, принцип активности, принцип искренности, принцип «здесь и теперь». Результативность тренинга для каждого участника определялась степенью его личной включенности во все происходящие события, в которых моделировались различные ситуации.
3 и 4 июня со специалистами школ и департамента МП ВС был проведен тренинг на тему стресса и эмоционального выгорания. За один час тренинга успели проделать 7 упражнений.
В начале тренинга были проделаны упражнения для активизации и подзарядки участников. С помощью упражнений «Знакомство» и «Крокодил», участники включились в игру, поняли, что нужно делать – в этом и заключается главная цель разминки.
Далее участники тренинга выполнили упражнения «Удовольствие», с помощью которых активизировали мыслительные процессы, творческие способности и обсудили способы каждого участника, с помощью которых борются с негативными эмоциями.
К концу тренинга участники ознакомились с дыхательными упражнениями и аутотренингом. Используя эти методы можно легко успокоиться и победить нервозность и раздражительность.
Анкета обратной связи показала, что тренинг прошел очень плодотворно и эффективно. Каждый участник высоко оценил такой расслабляющий тренинг, отметив, что подобные встречи позволяют эффективно преодолевать стрессы на работе.
Психологи Асылбекова А.М. и Жакупбекова Э.А.